Рулевое управление МТЗ-1221 - устройство, регулировка, запчасти

Гидрообъемное рулевое управление (далее по тексту ГОРУ) МТЗ-1221 предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора.
ГОРУ состоит из насоса-дозатора (6) (рис. 47) двух гидравлических цилиндров (9, 13), осуществляющих поворот, насоса питания (16) с приводом от двигателя и гидравлической арматуры.
Масляной емкостью является автономный масляный бак гидрообъемного рулевого управления (2).

Устройство гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221, запчасти (рис.47)

 Схема гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221 фото, запчасти
1 – шланг всасывающего маслопровода; 2 – масляный бак; 3 – шланг; 4 – колонка рулевая; 5 – кронштейн колонки; 6 – насос-дозатор; 7 – рукав высокого давления; 8 – маслопровод; 9, 13 - гидроцилиндры поворота; 10 – переходник; 11 – рукав высокого давления; 12 – тройник; 14 – передний ведущий мост; 15 – кронштейн; 16 – насос питания; 17 – маслопровод всасывающий; 18 – маслопроводы.

Устройство и работа гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221

Насос-дозатор героторного типа (6) установлен на кронштейне рулевой колонки (5), гидроцилиндры поворота (9, 13) — на переднем ведущем мосту (14) спереди трактора, насос питания (16) — на двигателе.
Насос-дозатор соединен маслопроводами (8, 17, 18) и шлангами (1, 7, 11) с гидроцилиндрами поворота, насосом питания и масляным баком (16).
При прямолинейном движении полости цилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу-дозатору, возвращается в масляный бак ГОРУ.
При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается относительно гильзы (5), обеспечивая подачу масла в гидроцилиндры поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

Насос-дозатор

Насос-дозатор (рис. 48) включает в себя качающий узел (I), распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана (7), предохранительный клапан (6) и два противовакуумных клапана (8).
Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4).
Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.
Предохранительный клапан (6) ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах 14-15 МПа (140-150 кгс/см2).

Насос-дозатор МТЗ-1221, запчасти (рис.48)

Насос-дозатор МТЗ-1221 фото, запчасти
1 — статор; 2 — ротор; 3 — золотник; 4 — приводной вал; 5 — гильза; 6 — клапан предохранительный; 7 — клапан противоударный (2 шт.); 8 — клапан противовакуумный (2 шт.); 9 — клапан обратный; 10 — корпус; I — качающий узел; II — распределитель.

Противоударные клапаны (7) ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов — 20-21 МПа (200-210 кгс/см2).
Противовакуумные клапаны (8) позволяют обеспечить необходимую подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противоударных клапанов.

Гидроцилиндры рулевого управления МТЗ-1221

Два поршневых гидроцилиндра (9, 13) (рис. 47) обеспечивают поворот направляющих колес трактора МТЗ-1221 Беларус и установлены спереди ПВМ (14).
Штоки гидроцилиндров через конические пальцы соединены с корпусами редукторов передних колес, а корпуса гидроцилиндров соединены с кронштейнами (15) на корпусе ПВМ, имеющими ряд отверстий для перестановки корпуса гидроцилиндра при изменении колеи передних колес.
В проушинах корпуса цилиндров и в головках штоков установлены сферические шарниры, требующие периодической смазки через предусмотренные пресс-масленки.

Гидрообъемное рулевое управление реверсивного трактора МТЗ-1221.В-2

Гидрообъемное рулевое управление реверсивного трактора является модификацией ГОРУ трактора МТЗ-1221 и включает в себя все его составные части:
- Два гидроцилиндра руля, установленные на ПВМ трактора;
- Насос-дозатор, установленный в рулевой колонке;
- Насос питания (14…16 см3/об), установленный на двигателе.
Кроме того, для управления поворотом на «реверсе» на задней стенке кабины установлена дополнительная рулевая колонка с насосом-дозатором.
Предусмотрен также и кран переключения «передний ход – реверс», установленный на отражающем экране воздухоочистителя слева по ходу трактора. К крану присоединены маслопроводы от насоса питания и нагнетательные маслопроводы от насосов-дозаторов переднего хода и реверса.
Схема ГОРУ выполнена таким образом, что при переходе от работы на переднем ходу к работе на «реверсе» и наоборот, необходимо переключить рычаг крана «передний ход – реверс» в требуемое положение.
Для перестановки рулевого колеса нужно отвинтить маховичек механизма фиксации рулевого колеса, переставить рулевое колесо в рулевую колонку (переднего хода или реверса) и зафиксировать его на удобной для работы высоте.
Рекомендации по пользованию - До запуска двигателя необходимо убедиться в установке рычага крана реверса в положение, соответствующее выбраному направлению движения трактора.
Переключение крана реверса должно производится только при неработающем двигателе во избежании поломки насоса питания или разрыва нагнетательного маслопровода рулевого управления.

Уровень масла в баке ГОРУ

Проверьте уровень масла в баке гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221, выполнив следующие операции:
- Снимите пробку заливной горловины;
- Извлеките из заливной горловины сетчатый фильтр;
- Проверьте уровень масла по сетчатому фильтру, который должен быть между донышком фильтра (нижний предел) и серединой фильтра (верхний предел).
- Если необходимо, долейте масло до середины фильтра.

Проверка люфта в шарнирах рулевой тяги МТЗ-1221

При работающем двигателе поверните рулевое колесо в обе стороны для проверки свободного хода и люфтов в шарнирах рулевой тяги.
При наличии люфтов в шарнирах рулевой тяги МТЗ-1221 Беларус выполните следующие операции:
- Снимите контровочную проволоку.
- Заверните резьбовую пробку так, чтобы устранить зазор в шарнирном соединении.
- Законтрите пробку проволокой.
Если подтяжкой резьбовых пробок люфт в шарнирах не устраняется, разберите шарнир и замените изношенные детали.
Смазка шарниров гидроцилиндра рулевого управления.
С помощью шприца смажьте шарниры через масленки (4 точки смазки) смазкой «Литол-24» или заменителями (Бэхем LCP-GM).

Как заменить масляный фильтр бака ГОРУ МТЗ-1221

Замените масляный фильтр гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221.2, выполнив следующие операции:
- Отвинтите четыре болта (М6х16) и снимите фильтр в сборе;
- Отвинтите два болта (М6х25) и отсоедините крышку фильтра от стакана;
- Снимите фильтрующий элемент, пружину, предохранительный клапан в сборе и уплотнительные кольца;
- Промойте стакан в моющей жидкости;
- Установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр, выполнив операции в последовательности обратной разборке;
- Установите фильтр в сборе в бак ГОРУ, убедившись в правильной установке уплотнения и уплотнения между стаканом и баком. Затяните болты.

Как отрегулировать сходимость передних колес МТЗ-1221

Регулировка сходимости передних колес МТЗ-1221 фото, запчасти
После установки требуемой ширины колеи передних колес проверьте и, если необходимо, отрегулируйте сходимость посредством изменения длины рулевой тяги (2).
Установите требуемое давление в шинах.
На ровной площадке проедьте на тракторе прямолинейно несколько метров, остановите трактор и включите стояночный тормоза.
Замерьте расстояние «В» сзади трактора МТЗ-1221.2 между двумя противоположными точками на закраине обода на высоте горизонтальных осей колес.
Выключите стояночный тормоз, и переместите трактор вперед так, чтобы колеса повернулись примерно на 180° и замерьте расстояние «А» спереди ПВМ между теми же точками замера, что и при измерении расстояния «В». Сходимость установлена правильно, если размер «А» на (0-8) мм меньше размера «В».
Если величина сходимости выходит за указанные пределы, произведите регулировку, выполнив следующие операции:
Ослабьте затяжку контргаек (1) и (3) трубы (2) рулевой тяги.
Вращая трубу в том или ином направлении, установите требуемую величину сходимости.
Затяните контргайки (1) и (3) моментом 100-140 Нм.

Неисправности рулевого управления МТЗ-1221

Повышенное усилие на рулевом колесе

Отсутствует или недостаточное давление в гидросистеме руля (давление в гидросистеме руля должно быть 140-155 кгс/см2 (в упоре)).
Недостаточный уровень масла в баке. Заполните бак маслом до требуемого насос питания не развивает требуемого уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Предохранительный клапан насоса-дозатора завис в открытом положении или настроен на низкое давление. Промойте предохранительный клапан и отрегулируйте на давление 140-155 кгс/см2 при работе двигателя на номинальных оборотах.
Значительное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки. Проверьте и устраните причины, препятствующие свободному перемещению в механических элементах рулевой колонки.
Подсос воздуха во всасывающей магистрали системы. Проверьте всасывающую магистраль, устраните негерметичность. Прокачайте систему для удаления воздуха.

Что делать, если рулевое колесо вращается без поворота управляемых колес

Недостаточный уровень масла в маслобаке. Заполните бак до требуемого уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Изношены уплотнения поршня гидроцилиндра. Замените уплотнения или гидроцилиндр.

Что делать, если рулевое колесо не возвращается в «нейтраль», «моторение» насоса-дозатора

Повышенное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки. Устраните причины трения и подклинивания.
Шлицевой хвостовик рулевой колонки и насос-дозатор установлены несоосно (распор карданного вала) или с недостаточным зазором. Освободите кардан. Для увеличения зазора установите дополнительные шайбы толщиной не более 1,5 мм между насосом-дозатором и кронштейном рулевой колонки.

Что делать, если увеличился люфт рулевого колеса МТЗ-1221

Не затянуты конусные пальцы гидроцилиндров или рулевой тяги. Затяните гайки пальцев моментом 12-14 кг/см и зашплинтуйте.
Повышеный люфт шлицевого соединения «кардан рулевого вала — насос-дозатор». Замените нижнюю вилку кардана.

Разные минимальные радиусы поворота трактора вправо-влево

Не отрегулировано схождение колес. Отрегулируйте сходимость колес.

Неполный угол поворота направляющих колес трактора

Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления. Отрегулируйте давление в пределах 140-155 кгс/см2.
Неисправен насос питания. Отремонтируйте или замените насос.

Характеристика трактора МТЗ-1221