Сцепление МТЗ-1221 - назначение, состав, запчасти

Рассмотрим сцепление трактора Беларус 1221 (см. рис. 10). Сцепление трактора МТЗ-1221 фрикционное, сухое, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа.

Из чего состоит сцепление трактора МТЗ-1221, запчасти (рис. 10)

Сцепление трактора МТЗ-1221 расположение, фото, запчасти
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 — диск ведомый.

Ведущей частью муфты сцепления МТЗ-1221 является маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7). Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Как происходит управление сцеплением МТЗ-1221.2

Выключение сцепления производится педалью сцепления (1) (рис. 11) через рычажную передачу (1),(8),(5), отводку (18) (рис. 10) и выжимной подшипник (17). Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 11) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 10). Пружина сервоустройства (10) облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении сцепления.

Управление сцеплением МТЗ-1221.2 (рис. 11)

Управление сцеплением МТЗ-1221 расположение, фото, запчасти
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства.

Как происходит управление сцеплением МТЗ-1221 В-2

Прямой ход.

Включение сцепления производится педалью (1), (рис. 12), действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления. Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу педали. При отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12). Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое (см. рис. 11). Управление сцеплением реверсивного МТЗ-1221 (рис. 12)

Управление сцеплением реверсивного МТЗ-1221 расположение, фото, запчасти
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 – гидроусилитель; 7 – кронштейн; 9 – тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 - оттяжная пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачек; 24 – клапан перепускной.

Реверс.

Для управления сцеплением используется гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой. Выключение сцепления производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) давит на толкатель гидроусилителя (6) и перемещает его, обеспечивая выключение сцепления так же, как и для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении. В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидросистемы КПП. Как отрегулировать свободный ход педали сцепления МТЗ-1221.2

Регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ-1221.2 расположение, фото, запчасти
Свободный ход педали сцепления трактора МТЗ-1221.2 должен находится в пределах 40-50 мм. Слишком большой ход педали не позволит полностью выключать сцепление и сделвет переключение передач затруднительным. Слишком малый ход педали вызовет проскальзывание дисков муфты, быстрый износ дисков и перегрев деталей сцепления.

Для регулировки свободного хода педали сцепления:
- Расшплинтуйте и выньте палец (2), отсоединив тягу (5) от рычага (1).
- Ослабьте контргайку (4).
- Вывинтите болт (8) так, чтобы стержень педали (6) переместился вверх до упора в пол кабины.
- Поверните рычаг (1) в направлении против часовой стрелки до упора, то есть когда выжимной подшипник касается выжимных рычагов.
- Вывинчивая вилку (3), совместите отверстия в вилке и рычаге (1) и затем ввинтите вилку в тягу (5) на 5...5,5 оборотов (то есть укоротите тягу).
- Соберите рычажную передачу педали сцепления в обратной последовательности.
- Убедитесь в том, что педаль сцепления без проблем возвращается до упора на участке свободного хода педали. В противном случае, отрегулируйте усилие пружины сервоустройства (7) с помощью болта (8) или измените положение кронштейна (9), повернув его относительно оси болта крепления.

Как отрегулировать свободный ход педали сцепления на реверсе МТЗ-1221 В-2

- Расшплинтуйте и снимите палец (2);
- сдвиньте чехол (11) и ослабьте контрогайку (10);
- вращением вилки (9) толкателя (6) главного цилиндра (8) установите свободный ход педали (1) по подушке в пределах 4,5…9,5 мм от крайнего верхнего положения (упора) до касания толкателя (6) поршня (7). Это соответствует зазору между сферической головкой толкателя и углублением в поршне в пределах 1…2 мм;
- вытяните контрогайку, установите и зашплинтуйте палец;
- проверьте уровень тормозной жидкости в полости главного цилиндра, который должен быть на 10…15 мм ниже верхнего торца корпуса главного цилиндра. Если необходимо, долейте до уровня;
- прокачайте систему гидростатического привода, выполнив следующие операции:
- снимите защитный колпачек (23) (рис. Д-11а) клапана (24) и наденьте на головку клапана трубку, опустив свободный конец трубки в сосуд с тормозной жидкостью «Нева-М»;
- нажмите несколько раз на педаль (1), и удерживая ее нажатой, отвинтите клапан на 1/4 оборота, выпуская пузыри воздуха в сосуд;
- затяните клапан и отпустите педаль. Повторите операции до полного удаления воздуха;
- снимите трубку, наденьте колпачок, долейте тормозную жидкость. Наденьте чехол.

Как смазать подшипник отводки сцепления МТЗ-1221-2

- Снимите пробку с левой стороны корпуса сцепления.
- С помощью шприца произведите 4-6 нагнетаний смазки «Литол-24» через масленку, ввинченную в корпус отводки для смазки выжимного подшипника.
Не нагнетайте лишнюю смазку, т.к. избыточная смазка будет накапливаться внутри корпуса сцепления и может попасть на те поверхности, где ее не должно быть.

Неисправности сцепления трактора МТЗ-1221 и способы их устранения

Что делать, если муфта сцепления не передает полного момента («буксует»)

Возможно отсутствует зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами - «муфта полувыключена» (недостаточный свободный ход педали сцепления). Нужно отрегулировать зазор.
Возможно неполное включение муфты сцепления (рычаг сцепления не возвращается в исходное положение) при отпускании педали сцепления из-за нарушения работы управления сцеплением. Выявить и устранить причину.
Либо изношены накладки ведомых дисков трактора МТЗ-1221. Необходимо заменить накладки или ведомые диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков из-за попадания масла в сухой отсек - так же одна из причин. Найти и устранить причину попадания масла в сухой отсек.
Недостаточное усилие нажимных пружин (усадка пружин при длительном буксовании и перегреве муфты). Замените нажимные пружины.

Что делать, если муфта сцепления выключается не полностью («ведет»)

Одна из причин - увеличен зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами (большой свободный ход педали сцепления). Отрегулировать зазор.
Недостаточный по полноте ход рычага сцепления при полном выжиме педали сцепления. Нужно обеспечить полный ход рычага сцепления и соответственно ход поршня гидроусилителя при полном выжиме педали сцепления.
Отжимные рычаги неравномерно прилегают к выжимному подшипнику. Отрегулируйте положение отжимных рычагов.
Повышенное коробление ведомых дисков. Проверьте торцевое биение накладок ведомого диска относительно наружного диаметра шлиц ступицы. Норма - не более 0.8 мм на радиусе 165 мм. Если невозможно выправить, диски под замену.
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала трансмиссии. Зачистить шлицы, обеспечив свободное перемещение дисков на валу трансмиссии.
Разрушен подшипник опоры вала трансмиссии в маховике. Заменить подшипник.

Что делать, если рычаг сцепления не возвращается в исходное положение при отпускании педали сцепления.

Нет зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе. Отрегулировать.
Нет зазора между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя. Провести регулировку.

Заклинивает поршень главного цилиндра на реверсе (не возвращается в исходное положение) из-за разбухания манжеты и уплотнительного кольца, что приводит к перекрытию компенсационных отверстий.

Одна из причин - применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного топлива. Нужно прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Тяжелое перемещение поршня гидроусилителя. Заменить гидроусилитель.
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на реверсе. Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на реверсе и удалить воздух из системы.
Потеря упругости оттяжной пружины. Заменить пружину.

Что делать, если нет полного хода рычага сцепления при выжиме педали сцепления

Вероятно отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе. Нужно отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя. Отрегулировать.
Есть воздух в гидравлической системе управления сцеплением МТЗ-1221-2 на реверсе. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Малый уровень тормозной жидкости в бачке гидравлической системы на реверсе. Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра на реверсе.
Нарушение герметичности рабочих полостей главного и рабочего цилиндров из-за повреждения, износа манжет или уплотнительного кольца. Заменить манжеты или уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах, если они изношены. Проверить нет ли на зеркале главного и рабочего цилиндров заусенцев, неровностей или раковин.
Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему. В таком случае нужно подтянуть соединения, заменить поврежденные детали.
Засорение отверстия в поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через уплотнения. Прочистить отверстие.
Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения. Заменить трубопроводы.
Утечка масла через уплотнительные кольца гидроусилителя. Заменить уплотнительные кольца в гидроусилителе.
Нет усилия на педали сцепления на реверсе. Наличие воздуха в гидросистеме. Изношены манжеты и кольцо в главном и рабочем цилиндрах. Заменить манжеты и уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах.
Рукав гибкий увеличивается в объеме, раздувается, удлиняется - нужно заменить рукав гибкий.

Далее сервисное обслуживание двигателя МТЗ-1221