Органы управления и приборы МТЗ-1221 - назначение, расположение

Рассмотрим органы управления трактора МТЗ-1221, приборы управления и индикации.

Органы управления и приборы МТЗ-1221 расположение, фото
1. Выключатель аварийной световой сигнализации, 2. Рулевое колесо, 2а. Переключатель подрулевой, 3. Комбинация приборов, 4. Блоки контрольных ламп, 5. Тахоспидометр электрический, 6. Панель для установки радиооборудования, 7. Рециркуляционные заслонки, 8. Выключатель стеклоочистителя переднего стекла, 9. Выключатель вентилятора и отопителя кабины, 10. Выключатель задних рабочих фар, 11. Выключатель передних рабочих фар, 12. Выключатель фонарей знака «Автопоезд», 13. Включатель плафона кабины, 14. Пульт программирования тахоспидометра (5), 15. Рычаг управления правыми задними выводами гидросистемы, 16. Рычаг управления правыми боковыми выводами гидросистемы, 17. Рычаг управления левыми задними выводами гидросистемы, 18. Выключатель стартера и приборов, 19. Заглушка, 20. Заглушка. Для трактора 1221В.2 выключатель «массы», 21. Педаль управления подачей топлива, 22. Педаль тормоза правая, 23. Педаль тормоза левая, 24. Рукоятка фиксации наклона рулевой колонки, 25. Рукоятка останова двигателя (при комплектовании двигателя двухрычажным топливным насосом «Моторпал» (Чехия) или ОАО «ЯЗДА» (Россия), 26. Педаль сцепления, 27. Переключатель стеклоомывателя, 28. Переключатель света, 29. Выключатель кондиционера и регулировка хладопроизводительности (если установлен кондиционер), 30. Переключатель регулировки расхода воздуха (если установлен кондиционер), 31. Рычаг переключения передач КПП, 32. Рычаг управления ВОМ, 33. Рычаг управления подачей топлива, 34. Пульт управления ПВМ и блокировкой дифференциала заднего моста, 35. Рычаг позиционного регулирования, 36. Рычаг силового регулирования, 37. Ограничитель хода рычага позиционного регулирования, 38. Выключатель «массы», 39. Рычаг переключения ВОМ (независимый - синхронный), 40. Рычаг переключения диапазонов КП, 41. Рычаг стояночного тормоза

Органы управления и приборы МТЗ-1221 назначение, фото
Как определить и устранить неисправность спидометра МТЗ-1221

Если нет подсветки прибора, проверьте подвод питания к выводу девятиконтактной колодки прибора. Так же проверьте исправность ламп подсветки.
«Дергание и скачки» по круговой шкале стрелки указателя частоты вращения двигателя возникают от плохого контакта на клемме генератора и, как следствие, плохого сигнала с фазной обмотки генератора.
«Дергание» стрелки и занижение показания частоты вращения двигателя. В этом случае проверьте и отрегулируйте натяжение приводного ремня генератора.
Завышенные или заниженные показания частоты вращения двигателя и частоты вращения ВОМ (при нормальном перемещении стрелки). Проверьте правильность программирования прибора по модели двигателя (параметр «D»);
Счетчик астрономического времени работы двигателя не отслеживает накопление времени работы. В таком случае проверьте подсоединения провода к контакту колодки прибора и наличие частотного сигнала от фазной обмотки генератора трактора.

При завышенных или заниженных показаниях скорости трактора Беларус МТЗ-1221 нужно проверить:

- правильность программирования прибора по радиусу качения задних колес (Rk);
- правильность программирования по числу зубьев шестерни полуоси (Z).

Если нет показаний скорости движения трактора, то нужно проверить наличие сигналов от обоих датчиков скорости (BV1, BV2).

Если на индикаторе прибора появляются показания «02…07» км/ч при движении трактора:

- через 12 секунд цифра «0» с правой стороны шкалы, значит нет сигнала с правого датчика скорости (BV1).
- горят цифры «02…07» и затем цифра «0» с левой стороны шкалы, то уже нет сигнала с левого датчика скорости (BV2).

Как определить и устранить неисправность индикатора МТЗ-1221

Диагностика неисправностей по пунктам 1-3, 5 аналогична диагностике тахоспидометра;

Завышенные или заниженные показания частоты вращения двигателя и частоты вращения ВОМ (при нормальном перемещении стрелки). В таком случаем нужно проверить правильность программирования прибора по передаточному отношению привода генератора (параметр «К2»);

Завышенные или заниженные данные по скорости трактора МТЗ-1221.2. Проверяем следующие параметры:
- правильность программирования прибора по радиусу качения задних колес (R);
- правильность программирования по числу зубьев шестерни полуоси (Z1);
- правильность программирования передаточного отношения колесного редуктора (К1).

Если нет показаний скорости движения трактора, проверьте наличие сигналов от обоих датчиков скорости (BV1, BV2).
Как работает сигнализация работы датчиков скорости при отсутствии сигнала от одного из них МТЗ-1221?
- если нет сигнала с датчика скорости правого колеса (BV1) не более чем через 12 с после начала движения, с правой стороны цифрового индикатора выводится символ - "проверить подключение и работоспособность датчика скорости правого колеса";
- если нет сигнала с датчика скорости левого колеса скорости (BV2) не более чем через 12 с после начала движения, с левой стороны цифрового индикатора выводится символ - "проверить подключение и работоспособность датчика скорости левого колеса".

Как работает индикатор оборотов ВОМ МТЗ-1221

- при отсутствии датчика оборотов ВОМ после запуска двигателя (при поступлении сигнала с фазной обмотки генератора) одновременно засвечиваются обозначения шкал «540» и «1000» сигнализатор диапазона шкал HG11, HG12.
- Индикация сегментов шкалы ВОМ (с учетом выбранного значения коэффициента «KV2») происходит при достижении расчетной частоты ВОМ равной 750 (об/мин).
- Следует иметь в виду, что индикация сегментов шкалы ВОМ происходит при достижении частоты оборотов двигателя 1400-1500 (об/мин) и выше.

Где размещены и как регулируются датчики скорости МТЗ-1221 (BV1, BV2)

Датчики скорости прикреплены болтами к крышке корпуса заднего моста в зоне левой и правой бортовых шестерен конечных передач.
Регулировка зазора между торцом датчика и выступом зуба бортовой шестерни производится с помощью прокладок следующим образом:
- замерьте размер от поверхности крышки до выступа зуба;
- подберите и установите требуемое число прокладок для установки зазора, соответствующего замеренной величине;
- установите провод «массы» и затяните болты.

Комбинация приборов МТЗ-1221

Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя (с сигнальной лампой аварийной температуры)
Шкала указателя имеет три зоны:
- рабочая – 80 - 100° С — зеленый цвет;
- зона прогрева двигателя - 40 - 60° С — желтый цвет;
- не рабочая (перегрев) – 100 - 120° С — красный цвет.

Указатель напряжения (с сигнальной лампой зарядки дополнительной АКБ)
Отображает напряжение АКБ при неработающем двигателе, когда ключ выключателя стартера находится в положении «I».
При работающем двигателе трактора указатель напряжения отображает напряжение на клеммах генератора.

Указатель давления масла в двигателе (с сигнальной лампой аварийного давления)
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 1,0 – 5,0 кгс/см2;
— нерабочие — 0,0 – 1,0 и 5,0 – 6,0 кгс/см2.

Указатель давления воздуха в пневмосистеме (с сигнальной лампой аварийного давления)
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 5,0 – 8,0 кгс/см2;
— нерабочие — 0,0 – 5,0 и 8,0 – 10,0 кгс/см2.

Указатель давления масла в КПП (без сигнальной лампы)
Указатель показывает давление масла в системе смазки КПП и в гидроуправляемой муфте привода ПВМ.
Шкала указателя имеет три зоны:
— рабочая — 8,0 – 15,0 кгс/см2;
— нерабочие — 4,0 – 8,0 и 15,0 – 18,0 кгс/см2.
Норма — 9…12 кгс/см2.

Указатель уровня топлива в баке (с сигнальной лампой резервного уровня)
Прибор имеет четыре деления: 0 – 1/4 – 1/2 – 3/4 – 1.
Как определить и устраненить неисправностей комбинации приборов МТЗ-1221
Если отсутствует подсветка шкалы прибора при включении центрального переключателя света SA10, в первую очередь проверьте наличие напряжения питания на клемме «1» колодки «Х1» (к выключателю подсветки прибора) и на клемме «9» (к источнику питания «+ 12 V»).
При отсутствии напряжения, устраните обрыв в цепи. Если напряжение есть:
- Проверьте состояние ламп подсветки и, если необходимо, замените.
- Указатель температуры, работает в комбинации с датчиком температуры (ВК1) типа (ДУТЖ-02М, диапазон сопротивления 243…22,5 Ом).

Что предпринять, если стрелка указателя температуры переходит за конечную отметку шкалы?
- Возможен обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» 12В АКБ);
- Возможен обрыв провода к клемме «2» колодки «Х1» («–» источника питания);
- Если обрыва нет, значит неисправен указатель температуры.

Отчего стрелка указателя температуры располагается перед начальным делением шкалы?
- Произошел обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» 12В АКБ);
- Произошел обрыв провода к клемме «8» колодки «Х1» (к датчику температуры ВК1);
- Появилась неисправность датчика температуры;
- Возникла неисправность указателя температуры.

Указатели давления трактора МТЗ-1221: масла в двигателе, воздуха в пневмосистеме, масла в КПП работают с датчиками реостатного типа (10…184 Ом), соответственно типа ДД-6М (ВР1), ДД-10-01М (ВР2) и ДД-20М (ВР3).

Если стрелка указателя устанавливается перед начальным делением шкалы, то:
- Возможен обрыв провода к клемме «2» колодки «Х1» («–» источника питания);
- Возможен обрыв провода к клемме «9» колодки «Х1» («+» источника питания);
- Если обрыва нет, неисправен указатель давления.

Если стрелка указателя переходит за конечное деление шкалы:
- Имеем обрыв проводов к клеммам «5», колодки «Х1», к клеммам «4», «7» колодки «Х2» или короткое замыкание внутри указателя;
- Возможно неисправен один из датчиков давления указатель давления.
- Неисправен указатель уровня топлива.

Работает с реостатным датчиком (BN1) типа (ДУМП-21М (320…0 Ом), установленным в топливном баке.

Контрольные индикаторы щитка приборов МТЗ-1221 (щиток 826-3805010)

Контрольные индикаторы щитка приборов МТЗ-1221 (щиток 826-3805010), фото


1-Индикатор резервный (зеленого цвета), 2-Индикатор резервный (зеленого цвета), 3-Индикатор резервный (красного цвета), 4-Аварийное давление масла в ГОРУ. Индикатор (красного цвета) загорается при давлении масла в системе питания ГОРУ ниже допустимого, 5-Засоренность воздушного фильтра (оранжевого цвета). Индикатор загорается в том случае, когда превышен максимально допустимый уровень засоренности фильтра и необходима его очистка, 6-Индикатор резервный (синего цвета), 7-Индикатор блокировки дифференциала заднего моста (зеленого цвета). Индикатор загорается при включении БД, 8-Контрольный индикатор свечей накаливания (оранжевого цвета), 9-Индикатор резервный (красного цвета), 10-Индикатор резервный (красногоцвета)

Реверсивный пост управления Беларус МТЗ-1221 В.2
Тракторы комплектуются реверсивным постом управления для расширения возможностей агрегатирования с фронтально-навешиваемыми сельскохозяйственными машинами.

Элементы реверсного управления трактора Беларус МТЗ-1221.2:

- дополнительная задняя рулевая колонка с насосом-дозатором;
- дублированные педальные приводы управления муфтой сцепления, тормозами, подачей топлива;
- механизм реверсирования сиденья;
- дополнительные кнопка звукового сигнала и сигнализатор аварийных режимов работы двигателя.

Органы управления реверсивного поста МТЗ-1221, фото


Рис.3. Органы управления реверсивного поста

Дополнительные органы управления установлены в задней части кабины, их расположение показано на рисунке справа:
1 - педаль сцепления. При нажатии на педаль сцепление выключается. При снятии ноги с педали сцепление включается.
2 – рулевое колесо поворота трактора (переставляется с рулевой колонки прямого хода (9)).
3 – педаль тормозов. Нажатием ноги на педаль включаются оба тормоза трактора и пневмопривод тормозов прицепа.
4 – педаль управления подачей топлива. При нажатии на педаль подача топлива увеличивается.
5 – кнопка звукового сигнала.
6 – рычаг управления подачей топлива. Крайнее заднее (на реверсе) положение соответствует максимальной подаче топлива, крайнее переднее – остановке двигателя.
7 – рычаг переключения диапазонов КПП.
8 – рычаг переключения передач КПП
9 – рулевая колонка переднего хода.

Как работать на реверсе? Нужно выполнить следующие операции:
- сблокируйте педали тормозов прямого хода;
- переставьте рулевое колесо на дополнительную рулевую колонку. Для этого отверните маховичек фиксации рулевого колеса, переставьте рулевое колесо и зафиксируйте его на требуемой высоте;
- установите реверсивное сиденье для работы на реверсе;
- установите кран переключения ГОРУ в положение «реверс». Все, работайте.

Далее коробка передач КПП МТЗ-1221