Задний мост МТЗ-1221 - устройство, запчасти
Задний мост трактора МТЗ-1221 состоит из главной передачи, дифференциала с гидроуправляемой фрикционной муфтой блокировки, бортовых передач, расположенных в корпусе заднего моста, и конечных передач, расположенных в рукавах полуосей.
Как устроен задний мост МТЗ-1221, запчасти (рис. 16)
Корпус дифференциала в сборе установлен в корпусе заднего моста МТЗ-1221.2 на двух роликоподшипниках (23).
Для блокировки дифференциала предусмотрена гидроуправляемая фрикционная многодисковая муфта (1) (рис.17), которая блокирует крестовину и сателлиты с левой полуосевой шестерней дифференциала. Бортовые передачи трактора МТЗ-1221 Бортовые передачи состоят из двух пар прямозубых цилиндрических шестерен (13, 2) и (25, 33) (рис.16).
Ведущие шестерни (13, 25) бортовых передач расположены на шлицах валов (10, 26), установленных в стаканах на шарикоподшипниках. Осевая фиксация дифференциала обеспечивается подшипниками (23).
Валы (10) и (26) через шлицевые соединения связывают полуосевые шестерни (15) дифференциала с ведущими шестернями бортовых передач и дисками тормозов.
Ведомые шестерни (2, 33) установлены на шлицевых втулках (5), смонтированных на шарикоподшипниках.
Между фланцами стаканов (9, 27) и корпусом заднего моста установлены регулировочные прокладки (34) толщиной 0,2 мм и 0,5 мм, для регулировки осевого зазора в конических роликоподшипниках (23) и бокового зазора в зацеплении шестерен (20) и (21) главной передачи.
Конические подшипники должны быть отрегулированы таким образом, чтобы крутящий момент, необходимый для проворота дифференциала составлял от 5 до 8 Нм. Боковой зазор в главной передаче должен быть в пределах 0,20-0,55 мм. Конечные передачи трактора МТЗ-1221 Конечные передачи состоят из двух цилиндрических прямозубых планетарных механизмов, расположенных в рукавах (3, 42), торсионов (6) со шлицами, соединяющими ведомые шестерни (2, 33) бортовых передач через шлицевые втулки (5) с планетарными механизмами.
Планетарный механизм состоит из неподвижной коронной шестерни (35), установленной на ступице (36), прикрепленной болтами к рукаву (42); водила (37); солнечной шестерни (38), сидящей на шлицах торсиона (6); четырех сателлитов (7), установленных на осях (49) на роликах (48).
Регулировка подшипников (39, 40) полуосей осуществляется подбором пакета прокладок (44) толщиной 0,2 мм и 0,5 мм. Муфта блокировки дифференциала и трехдисковый рабочий тормоз трактора МТЗ-1221 Многодисковая гидроуправляемая муфта блокировки дифференциала (1) (рис.17) расположена в кожухе (8), который через кожух левого трехдискового тормоза и стакан подшипников прикреплен болтами к корпусу заднего моста МТЗ-1221-2.
В кожухе (17) трехдискового сухого рабочего тормоза смонтированы тормозные диски (16), нажимные диски (13), промежуточный диск (11), шарики (15) и стяжные пружины (не показаны). Как устроена муфта блокировки дифференциала МТЗ-1221, запчасти (рис. 17)

При подводе масла от гидросистемы управления АБД под давлением в рабочую полость «А» диафрагма (5) с нажимным диском (4) перемещаются и прижимают диски (10) к опорным поверхностям корпуса (9), промежуточного диска (7) и отжимного диска (6), блокируя дифференциал (крестовину дифференциала с левой полуосевой шестерней).
При повороте передних колес на определенный угол от прямолинейного движения полость «А» сообщается со сливом и дифференциал разблокируется. Как устроена автоматическая блокировка дифференциала (АБД), запчасти (рис. 18)

Система запитана от бортовой электросети через предохранитель, установленный в блоке предохранителей щитка приборов. Электрическое питание в систему подается после запуска двигателя.
На лицевой панели пульта (1), расположенного над правым боковым пультом управления трактором, установлены клавиша (6) управления БД и сигнализатор (7) включения БД. Как пользоваться клавишей управления БД заднего моста МТЗ-1221 При выполнении работ со значительным относительным буксованием задних колес нажмите на верхнюю часть клавиши (6) (фиксированное положение), включив автоматический режим блокировки дифференциала.
При этом запитывается электромагнит электрогидрораспределителя (3) управления блокировкой дифференциала, золотник электрогидрораспределителя переместится, разобщит муфту блокировки со сливом и соединит с каналом нагнетания.
Муфта блокировки включается и блокирует дифференциал и задние колеса.
Разблокирование дифференциала будет происходить автоматически при повороте направляющих колес на определенный угол.
При необходимости кратковременной блокировки задних колес, в том числе и при повороте, нажмите на нижнюю часть клавиши (6) и удерживайте ее в таком положении. При отпускании клавиша (6) возвращается в среднее фиксированное положение и блокировка дифференциала отключается. Проверка и подтяжка крепежа ступиц и гаек колес заднего моста МТЗ-1221: Проверьте моменты затяжки и, если необходимо, подтяните до следующих значений:
- болты ступиц задних колес моментом 360-500 Нм;
- гайки крепления задних колес к ступицам — 300-350 Нм;
- гайки крепления передних колес к фланцам — 200-250 Нм;
- гайки крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев — 180-240 Нм. Проверка уровня масла в главной передаче Проверьте уровень масла:
- Что касается главной передачи - долейте, при необходимости, масло до уровня контрольно-заливного отверстия, закрываемого пробкой.
- Масла трансмиссионные: Тап-15В, ТАД-17и, ТСп-15К или их аналоги. Как заменить масло в главной передаче МТЗ-1221 - Поработайте на тракторе и прогрейте масло в корпусе моста.
- Установите трактор на ровной горизонтальной площадке. Остановите двигатель.
- Включите стояночный тормоз и заблокируйте колеса клиньями с обеих сторон.
- Снимите контрольно-заливные пробки и сливные пробки.
- Слейте масло в специальную емкость для сбора отработанных масел.
- Установите на место сливные пробки и затяните их.
- Заправьте корпус главной передачи свежим трансмиссионным маслом до нижней кромки контрольно-заливных отверстий.
- Установите на место и затяните пробки. Далее тормоза МТЗ-1221